вторник, 28 июня 2016 г.

Путешествие на Байкал 2015. Часть 4

Так вот, Лимнологический музей – это пункт, который тоже стоит обязательно включить в свое путешествие! Впечатляет он не столько своими размерами, сколько наглядностью и интерактивностью, про многообразие экспозиций я уж молчу.

Сначала проводят интересную экскурсию, что дети стояли, внимательно слушая и забегали вперед, опережая группу взрослых людей, чтобы переместиться поближе к экскурсоводу. Нам с детьми очень понравилось.

Потом мы прошли по этажам, посмотрели фотографии, водолазную экспозицию,
заглянули в комнату с микроскопами, где нам тоже показали кое-что интересное.
Дети сами поработали с микроскопами и материалом. А потом, спустились в «батискаф» Это еще одна экскурсия, проводящая нас в подводный мир Байкала. Мы «погрузились» на самое дно, в окна «батискафа» заглядывала нерпа, посмотрели на глубоководных жителей и микроорганизмы.
Если берете экскурсию в этом музее, обязательно берите и погружение. Комната, обставленная, как настоящий батискаф, начиная с двери. Окна – иллюминаторы, экран, на котором показана глубина погружения, голос за кадром, рассказывающий что сейчас мы видим в окна. И, 9, если не ошибаюсь, экранов-иллюминаторов, которые показывают каждый свою картинку, как бы в реальном времени, начиная с погружения, когда вода потихоньку начинает «заливать» стекла. Непередаваемые ощущения! J Дети прям полностью пережили настоящее погружение, и потом еще долго рассказывали, как мы погружались в Байкал J
После музея Байкала, вышли сразу в местный Дендрарий.
Экотропа, мало подписанных растений. Кое-что мы узнали, об остальном пришлось догадываться.

Сам замысел интересный, тоже понравилось.
После музеев поехали на смотровую на исток Ангары. Планировали быстренько подняться по канатной дороге, но только подойдя, узнали, что откроется она только через два часа. Ждать, конечно, не стали, мы ж ученые))) полезли напролом в гору. Поднялись, кстати, довольно быстро минут за 40. Младшую(4года) я взяла на руки только ближе к концу – метров 200 последние. Старшие ползли сами )))
На смотровой очень много встретилось иностранных туристов, даже, я бы сказала, русскоговорящих было гораздо меньше, чем всех остальных J
Постояли, полюбовались видами, пофотались и пошли вниз, спускались уже, как белые люди по асфальтированной дороге – серпантину. Уже почти дойдя до самого низа, услышали шум мотора – заработала канатная дорога, хотя до обозначенного времени открытия оставался еще час. Вот таким вот загадочным зверьком оказалась эта местность J А, когда до машины оставалось метров 10, на нас начали капать крупные и частые капли дождя, пришлось бежать бегом, чтобы не промокнуть )))
Поехали в Иркутск и далее – на Ольхон.
По Тажеранской степи ехать довольно приятно – относительно свежий асфальт, две полосы. На выезде из Иркустка, как мне показалось, маловато указателей на трассу 1Р-478. Там, где кольцо и много дорог расходятся в разные стороны, если бы не карта и 2Гис, могли бы преспокойненько уехать в другую сторону)
Температура за бортом все так же, 16 градусов тепла.
Ближе к 8 вечера поужинали в кафе на трассе. Вкусно, сытно и, что мне всегда нравится в любых азиатских кафе – вся посуда и столовые приборы настоящие, и порции всегда радуют J
До Ольхона в этот же день не доехали, остановились ночевать на трассе, часа за полтора-два езды до переправы (как мы поняли уже утром) Выехали ближе к 9 утра, и часам к 11 были у парома. Ожидаемой очереди в несколько километров не обнаружили, у нас из-под носа только что ушел один паром, и машин 10 перед нами, а то и меньше. Поэтому подождали мы всего с полчасика и загрузились, чтобы переплыть на другой берег.

На другом берегу нас встречает вереница машин
Расположились на песчаном пляже за поселком Хужир.
В этот день никуда больше спешить не стали, спокойно расположились, муж с детьми сходили в деревню за рыбой. Потом прогулялись на островок в Байкале, где было очень много туров, один даже был сложен почти в рост девченок  - т.е. высотой больше метра.
Идем по воде :)

Там летает очень много чаек J (которые по утрам не дают спать, начиная кричать часов с 4х и таскают еду со стола)))))
На следующий день решили поехать на осмотр окрестностей. Выехали около половины десятого местного времени, после неторопливого завтрака и утреннего омовения в водах Байкала. Температура за бортом +22. Поехали в сторону поселка Узуры, посмотреть на крайний мыс. Сначала начался лес, потом доехали до таблички «Национальный парк. Проезд запрещен», и чуть дальше уперлись в шлагбаум и пропускной пункт. Заплатили там почти 500 рублей за въезд, нам выписали пропуск, предупредили, что дальше зыбучие пески и проехать сложно. Наудачу, мы решили попытать счастья. «Не проедем, вернемся назад», подумали мы и двинулись вперед. Практически сразу за шлагбаумом начался лиственничный лес, а за ним, те самые пески, которые зыбучие. Пошли с мужем пешком, проверить, сможем ли проехать там. Муж, после осмотра, решил попробовать, сказал «пройдем», и поехал… а мы  с детьми пошли пешком))) Идти там минут 5 по мелкому, мягкому песочку, в котором ноги утопают по щиколотку. Дошли до урочища Песчаного, где замечательный песчаный пляж и мноооого-мноооого песков вокруг (не зря же оно так называется). Пока мы топали, муж уже разведал ситуацию у местных водителей. Оказалось, что впереди еще пара мест с песками, а за ними нормальная, твердая дорога (нормальной эту дорогу можно назвать только с большой натяжкой J) Проехали мы их довольно легко, и уже почти выехали на твердую местность, но на последнем участке, рванув за нивой, которая бодро ушла вперед, мы застряли L Печаль. Сами выкопаться не смогли, рядом стоял грузовичок, и смотрел на наши жалкие попытки. Вытянуть он помог за 1000р.
Около 12 дня приехали к мысу Саган-Хушун.
Вид с мыса. "Дракончик отдыхает", сказали дети

Здесь будет больше фотографий, т.к. лучше показать, чем рассказать.

Вид с мыса Саган-Хушун в другую сторону

Подъехали на мыс Хобой

Там три мыса, по которым мы ездили вместе с туристическими уазиками, попеременно обгоняя друг друга. И, потом, с ними же, подъехали к п. Узуры.

Мыс Хобой. Воооон оттуда мы пришли

Все дни, пока мы были на Ольхоне, стояла дымка от пожаров
В Узурах была стояла палатка, где можно было приобрести поющие и фонтанирующие чаши, саган-далю, сувениры и много чего другого. На чашах, кстати, даже удалось поиграть.

Поющая чаша

Фонтанирующая чаша

Незабываемые впечатления. А вот с фонтанирующей чашей у меня случился казус, который сначала окрасил все путешествие в мрачные тона, а потом позволил радоваться до безобразия))) Фонтанирующая чаша – это чаша с водой, которую нужно тереть по внешним краям, чтобы пошли вибрации. Дети попробовали, я тоже решила проверить, каково это, и, чтобы тереть чашу, не отвлекаясь, сняла обручальное кольцо и положила ее в углубление юбки, натянутой между ног (девочки поймут). Поиграла, а когда вставала, совершенно забыла про кольцо, ведь не так уж часто я его снимаю. Опомнилась минут через 5-10, когда мы уже в другое место отошли и дети играли на поющих чашах. Начали искать. Туристы, стоящие там же, спросили, что случилось, мы сказали, что потеряли обручальное кольцо, стали искать всем миром – человек 20 было, наверное, все осматривали поверхность земли рядом с чашей. Нет ничего! Я уже уверилась, что кто-то его взял и пожелала ему, чтобы все вернулось с лихвой. Уже водители звали туристов в свои автобусы, говоря, что нужно отъезжать. И только одна женщина, все не уходила и искала. И, таки, нашла! Я, говорит, была уверена, что кольцо найдется! Вот сколько времени прошло, до сих пор вспоминаю ее и посылаю ей мысленно благодарность.
Обратно ехать было страшнее, чем туда))) Т.к. уже знаешь, КАКИЕ впереди ожидают ямы!

Впереди урочище Песчаное

Оно же. Пески

Горка вниз! Ух!

Я могла бы тут написать, что пески в обратную сторону мы проехали просто замечательно, но это было бы неправдой, т.к. на последних 50-70 метров мы застряли. И, на нашу удачу, застряли прямо перед уазиками с туристами))) Один из них нас и вытащил, с подмогой мужчин из автобуса). Спасибо водителю и экскурсантам, терпеливо ожидающим и терпящим все задержки из-за постоянно рвущегося единственного троса. С полчаса там раскапывались, пока копались, дождались еще 2х уазиков, один из которых тянул другого и, которые, попытавшись объехать нас, дружно сели рядом J))) Воспользовавшись их тросом, вытянули сначала нас, а потом и УАЗы)
Для меня эта поездка до мыса Хобой была впечатляющей и полной эмоций. Начиная с песков, потом – убитая дорога, где ямы могли быть вполовину высоты машины, крутые спуски и подъемы, отвесные скалы, с которых видно только воду и камни где-то далекоооо там внизу (а я высоты боюсь ужасно, тем больее, когда рядом дети бегают), но она того стоила J
В общей сложности посетили 5 мысов. Организованные туристы, которые берут экскурсию, посещают три мыса, но они там все рядом и видны с дороги. Куда ехать, смотрели по накатанным дорогам и УАЗикам с туристами))), тут не потеряешься J

Вечером в Хужире зашли поужинать в кафе-позную, которая так и называется «Кафе – Позная» J Картошка с котлетками там довольно вкусные, а вот позы оставляют желать лучшего, хотя тоже вполне съедобны)))

Ночевать решили остановиться ближе к выезду с Ольхона, поэтому, после ужина поехали из Хужира в сторону паромной переправы. На выезде с поселка, муж решил съехать с дороге, чтобы не трястись по гравийной терке, на дорогу, которая идет чуть ниже обочины, и уже, по начинавшим сгущаться сумеркам, мы опять «сели на мель». Вот тут уже было жуткое расстройство, потому как хотелось побыстрей расположиться, отдохнуть, а тут опять нужно ждать непонятно сколько, раскапываться и все прочие прелести. Было даже предложение поставить палатку прямо здесь, а утром раскопаться))). Сначала попробовали выгрестись сами, но ничего не вышло, т.к. яма, в которую мы сели была уж очень глубока – до нас тут кого-то уже вытягивали и раскапывали…
На улице уже темно, недалеко видны огни центральной улицы Хужира, машины едут по дороге наверху, не глядя на нас. Муж пошел в деревню, искать того, кто может вытянуть (а это тыщи 1,5 по местным расценам) Я пока пыталась откопаться саперной лопаткой )))). Прошло минут 20, дети играют в песке, я вяло откидываю его же лопатой от колеса, мимо проезжаетLand Cruiser, водитель спрашивает, что застряли? Я говорю, да. На что он отвечает, «сейчас вернусь» и уезжает дальше. У меня появляется надежда, что нам не придется полночи сидеть в песках, а минут через 10 он возвращается, мы прикрепляем предусмотрительно подтащенный поближе металлический трос к фаркопу, он, совершено без напряга разворачивается, дергает меня и, получив, спасибо и тысячи благодарностей, уезжает. Ура! Ура! Мы на твердой земле опять! Теперь встала другая проблема: как найти мужа? Телефон он не взял, если сейчас договаривается с кем-то, придется платить за ложный выезд. Закрыв детей в машине, я пошла в деревню, искать его. Отойти удалось не на много – буквально у первого дома мы встретились, и уже минут через 30-40 доехали до места нашей стоянки (расположиться решили на озере Ханхой).
А, да, практически сразу, как мы застряли, остановились ребята на основной дороге, подбежали, почесали головы, согласились, что скорее они сами тут же застрянут, чем нам помогут и. посочувствовав, поехали дальше)))
Подъезжали туда уже глубокой ночью, по крайней мере темень стояла приличная. Так вот, это просто волшебно, кажется, что дорога упирается прямо в воду. Поставили палатку, переложили детей, а сами сели полюбоваться отражениями костров в воде и поесть рыбки))).
Утром к нам пришли лошадки :)

Один коник был ну уж очень наглый, еле отогнали от базы

Забавная находка на базе с утра :)
На другой день решили никуда не ехать (у нас ведь, по плану было еще Малое Море), а пошли гулять вокруг озера, купались и в Ханхое и в проливе, где вода чистейшая, песочек, но – холодная. В озере гораздо теплее. Вечером заходишь – как парное молоко.

Тут постоянно дует ветер, то ли нам так повезло, то ли это просто особенности местности, из-за этого было прохладно. На обратной дороге, когда возвращались с прогулки вокруг озера, нас встретил местный природоохранник, спросил про разрешение на въезд в зону заповедника (а мы и не видели таблички, ночью ведь заезжали), мы сказали, что разрешение есть, по приходу на базу показали его.

Так цветет лишайник

Утром следующего дня, мы не спеша собрали базу, позавтракали, желающие искупались перед отъездом.

Сегодня уже немного разъяснилось и чуть-чуть стало видно небо (все эти дни, пока мы были на Ольхоне, небо было затянуто дымкой от горящих лесов, солнышка практически не было видно). А этой ночью даже были видны звезды. Сегодня ехать будет жарко. Вот так всегда, нам уезжать и погода устанавливается, ну что ж, это просто повод вернуться сюда еще раз в хорошую погоду и накупаться вдоволь!К парому подъехали около 11, а ближе к 12 уже были на том берегу, на большой земле.
В Сахюрте купили свежего омуля и соль – по дороге рыбка как раз засолится, будет чем попотчевать гостей по приезду J